В свое время я закончил Ейский рыбопромышленный техникум,
ходил механиком-наладчиком в ЧРПОРП «Антарктика», затем на танкерах компании
«Palmali» отработал четыре контракта и только 30 марта 2010 года уволился.
Узнал, что руководство Ейского морского порта тоже планирует построить нефтяной
терминал и что в городе будет по этому поводу референдум. Я хочу рассказать о
том, что ожидает нас, наших детей и внуков, если это произойдет… ПОСКОЛЬКУ ТРУБОПРОВОДОВ, по которым идет топливо, у нас нет (оно в цистернах поставляется
по железной дороге), чтобы загрузить один пароход – три или пять тысяч тонн –
понадобится 50 железнодорожных цистерн.
Для перекачивания к каждой из них снизу присоединяются три-четыре шланга:
хочешь не хочешь – пролив нефти неизбежен.
На рейде суда будут стоять примерно три-четыре дня. Это экипаж 13 человек, а
летом с практикантами – 16 человек. Фекальные цистерны рассчитаны максимум на
10 кубов. Вы когда-нибудь видели, чтобы ассенизатор стоял и откачивал фекалии
во время рейда? В прошлом году мы с женой поехали на пляж в пятом часу вечера.
Ветер гнал с рейда такие ароматы! «Откуда с моря такое может быть?», –
удивилась жена. Я сразу понял, в чем дело: «Поднимаемся и уходим». Это сливали
фекальные цистерны с отходами жизнедеятельности человека, помывка в бане и
прочее.
ПОДРОБНЕЕ О ЦИСТЕРНАХ с горючим. Заправляют их разным топливом: сегодня –
тяжелое, завтра – легкое (бензин, мазут газолин, соляра). Но суть не в этом.
Хорошо, если танкер пошел на Турцию, на Грецию или на Кипр – тогда он
«зачистится» в Мраморном или Адриатическом море и вернется уже с чистыми
танками. Если нет, то экипаж зачистит остатки горючего в Черном или Азовском
(где-нибудь между Бердянском и Мариуполем, где нет населенных пунктов). Это
делается под большим напором воды и при помощи знакомого нам по рекламе моющего
средства «Ферри». Через сливные люки все это откачивают за борт. И вся эта
гадость, естественно, приходит к нам.
Как это делается в Прибалтике, в Германии и других цивилизованных странах? По
закону танкеры должны прийти в порт, туда же приходит топливосборщик под
сланиевые воды – составляется акт, выдается сертификат. После откачивания это
идет на сепарацию.
У нас ничего подобного нет и не будет. Я отработал два контракта на
танкере-трехтысячнике и два – на восьмитысячнике и свидетельствую – было именно
так, как я описал. А работать здесь будет та же компания «Palmali», с которой я
имел дело.
ЭКСПЕРТИЗУ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ Госпортнадзор. Когда танкеры приходят в порт, его
представители опечатывают фекальные, откачивающие насосы. И не дай боже, если
будут сорваны пломбы. Но, как правило, на каждом пароходе есть самопальные
вентили, с помощью которых можно спокойно качать. Третий механик на любом судне
– это такой «мастер-самоделкин», который сделает обводные вентили легко и не
напрягаясь. И никто не найдет подвоха! ЧТО КАСАЕТСЯ БЕРЕГА. Допустим, сначала горючее будут грузить «с колес». Но для
судовладельца это очень тяжело и невыгодно: за постой придется платить. Рано
или поздно они поставят емкости: сначала на три, потом – на пять, а потом – на
десять тысяч тонн. Кто гарантирует, что не произойдет разлива нефтепродуктов?
Это случается постоянно: рвутся трубопроводы, шланги – и на пароходе, и на
берегу. А потом хозяева терминала «оттяпают» себе территорию по самую «каменку»
в качестве противопожарной зоны, территории безопасности. В Астрахани,
например, расстояние от причала до порта охраняемого терминала минутах в 30
езды, это примерно два километра. На Татьянке, под Волгоградом, где стоит
терминал «Лукойла», тоже огромные зоны безопасности. Они необходимы, тем более
у них рядом Дагестан, Чечня...
Что собой будет представлять наша промзона, видно уже сейчас. Это в Ростоке, в
Германии, она простирается на 20 км, и там, если ежик перебегает дорогу,
полицейский останавливает движение машин. В этой промзоне обитают зайцы,
кабаны. Мамочки ходят с колясками, пенсионеры сидят с удочками, пивко из
непрозрачных пакетов потягивают, а на противоположной стороне стоят суда
военно-морского флота Германии. И никто никого не гоняет. У меня фотографии
есть, могу подтвердить. А у нас…
Наверное, никто не сомневается, что ни о каких ежиках и рыбаках говорить не
придется. Попробуйте туда вообще пройти! «Хватать, не пущать, запрещать!» – вот
наш девиз. Я живу рядом с этой огороженной территорией на улице Розы
Люксембург. Когда мои дети росли, я постоянно их возил купаться на «козий
пляж». Помните, раньше там были камыши до самого мола? А сейчас там построили
«Ейск-Порт-Виста», и что осталось от того участка? Ничего, маленький клочок.
Росморфлот собирается разместить зону безопасности в центре города. Все теперь
огорожено по улице Нижнесадовой, проехать нельзя из-за железнодорожных
составов, и они там будут ходить постоянно, хотя наша дорога, честно говоря, к
этому не готова.
А ЕСЛИ ЦИСТЕРНА С ГОРЮЧИМ взорвется? Что будет с городом? Кто не помнит, как
после первой чеченской войны здесь задержали чеченцев, искавших летчиков
Ейского полка, которые летали над Чечней. Цистерны и составы с горючим для
таких, как они, – отличная приманка.
Я уж не говорю о том, что на Ейске как на городе-курорте в случае установки
терминала придется просто поставить крест.
НУ, А ЧТО МОЖЕМ сделать мы, жители города? Самое главное – не оставаться
равнодушными, принять участие в референдуме и сказать свое твердое «нет» во имя
будущего своих детей и внуков.
А. ЗУБКОВСКИЙ, ейчанин.
|